«Педагогическое общество России»

История

История создания педагогического общества России
Логотип ПедобществаСчитается, что провозвестником нового общественно-педагогического движения второй половины ХIХ века стал выдающийся русский ученый Николай Иванович Пирогов. Tго статья, опубликованная в июне 1856 года в журнале "Вопросы жизни" с критикой существовавшей в стране системы воспитания и обучения, буквально всколыхнула педагогическую мысль. А его единомышленник и соратник, профессор Санкт-Петербургского университета Петр Григорьевич Редкин собирал у себя на квартире коллег, просветителей-публицистов и редакторов различных изданий для обсуждения назревших педагогических проблем. В их числе был его бывший студент с юридического факультета – К.Д. Ушинский.
Памятным днем таких многократных встреч явилось 11 октября 1859 года, когда на собрании видных деятелей России было принято решение об образовании "Общества педагогов". Утверждение общества Попечителем Санкт-Петербургского учебного округа состоялось 9 января 1860 г., но предложено было именовать его "Педагогическим собранием". 23 января 1860 г. на первом общем собрании, которое проходило во 2-й Петербургской гимназии (поскольку профессорская квартира стала мала), произошло фактическое оформление общества: избран его руководящий орган - Совет Педагогического собрания в составе:
 Председатель Совета П.Г. Редкин - профессор Петербургского университета, правовед, историк и педагог. Затем ежегодно, в течение 15 лет, он переизбирался на эту должность тайным голосованием.
 Вице-председатель И.В. Штейнман - директор Петербургского историко-филологического института.
 А.А.Чумиков - педагог, основатель "Журнала для воспитания".
 А.С. Воронов - председатель ученого комитета Министерства просвещения.
 Н.Х. Вессель - педагог-методист, общественный деятель.
 В.Х. Лемониус - директор гимназии.
Среди единомышленников и сподвижников Редкина были выдающиеся прогрессивные педагоги, деятели просвещения того времени: В.И. Водовозов, Н.А. Вышнеградский, В.Я. Стоюнин, И.И. Паульсон и другие.
18 марта 1860 года Особая комиссия во главе с Александром Александровичем Чумиковым по поручению Совета приступила к составлению Устава Педагогического Собрания. Проект был составлен и передан для утверждения. Понадобилось более 2-х лет, чтобы получить ответ. В конце 1862 г. вместо Устава в Совет поступила "Инструкция для Педагогического собрания С.-Петербурга", состоящая из 10 пунктов. В ней категорически запрещалось проведение каких-либо чтений, рассуждений и предложений, выходящих за рамки вопросов воспитания и обучения. Был предписан и ряд других ограничений. Вместе с тем разрешалась публикация протоколов заседаний Собрания.
Это был серьезный шаг вперед. Общая и особенно педагогическая журналистика отражала педагогические искания членов собрания. Передовые педагоги в своих докладах и рефератах, сделанных на Собрании, призывали к общенародной направленности постановки обучения и воспитания. Они выносили предложения о содержании и организации учебного процесса, в частности высказывали свое мнение о классическом и реальном образовании. Обсуждали проблемы перестройки женского обучения и воспитания. Предметом широких дискуссий на заседаниях были вопросы воспитания и дидактики, содержания учебников и учебных пособий.
Для распространения педагогических знаний Собрание создало педагогическую библиотеку, где были собраны лучшие отечественные и зарубежные издания по вопросам обучения и воспитания. Библиотека размещалась в доступном для петербургских учителей месте - в Соляном городке, на Большой Мещанской улице, во 2-й Петербургской гимназии, где и проходили почти все заседания.
Правящие круги России вынуждены были принять во внимание многие из высказанных соображений членами Общества, что нашло свое отражение в реформах 60-х годов XIX века по начальной гимназической и высшей школе.
В конце 60-х годов встал вопрос о преобразовании "Педагогического собрания" в "Педагогическое общество". В октябре 1868 г. был разработан проект Устава Общества и послан на утверждение Министру просвещения графу Д.А. Толстому. Резолюции Министра в качестве условия принятия Устава оговаривала целый ряд замечаний, ограничивавших деятельность Общества.
В результате многотрудных борений передовой педагогической общественности 17 января 1869 года "Государь Император Высочайше соизволил на учреждение Санкт-Петербургского Педагогического Общества и на предоставление г. Министру права утвердить Устав сего Общества". Так произошло юридическое переоформление Педагогического Собрания в Педагогическое Общество, а в Уставе было записано: "имеет целью содействовать развитию и совершенствованию нашей воспитательно-учебной практики. С государева благословения, т.е. с января 1869 года, Санкт-Петербургское педагогическое общество развернуло широкую деятельность. Более 500 человек были его "действительными членами". Общество организовывало курсы, проводило съезды, имело отделения (филиалы) во многих крупных городах страны и поэтому его можно считать Всероссийским.
Достижением в деятельности Педагогического общества явился выход за рамки узконациональной педагогической мысли. В частности, весьма полезным оказалось знакомство и внедрение в жизнь идей немецкого педагога А. Дистервега, швейцарского педагога И. Песталоцци и других. Организованная при Обществе доступная библиотека постоянно пополнялась зарубежной педагогической литературой. Российские учителя и преподаватели, те, кто практически занимался учебно-воспитательной деятельностью, видели в Обществе источник полезных знаний. Кроме того, была открыта ссудно-сберегательная касса.
Большинство докладов и рефератов, сделанных на Педагогических чтениях, в виде протоколов заседаний и отдельных статей публиковалось в печати. Выходило также и собственное издание: "Летописи С.-Петербургского Педагогического общества", прогрессивная деятельность которого определила на многие последующие годы творческие искания в области теории и практики народного образования.
В 1889 г. во главе с видным ученым П.Г. Виноградовым Педагогическое общество было образовано уже при Московском государственном университете и как бы приняло эстафету от Санкт-Петербургского. Съезды, курсы, лекционное бюро и даже музей. Проводилась большая работа по содержанию и методам преподавания в школе.
В 1900 г. аналогичное Общество возникло в Казани, в 1910 г. - в Юрьеве и Томске. Параллельно с 1871 г. в разных городах страны существовали Фребелевские общества педагогов дошкольных учреждений, где проповедовалась идея игры как главного фактора воспитания: ребенок в своей жизни повторяет путь, по которому в своем развитии шло человечество; в игре он легко приобретает все те навыки, на которые человечеству потребовались тысячелетия. Разработаны советы и методики (ненавязчивые) для развития отсталых детей.
Первая мировая война и революция 1917 г. отодвинули на задний план и педагогические проблемы, и деятельность общественных организаций. И только в ноябре 1929 года вновь возникло так называемое "Общество педагогов-марксистов" под руководством Н. Крупской. Оно имело филиалы в Ленинграде, Горьком, Саратове, Воронеже, Иванове и других городах, а также при вузах и техникумах, крупных опорных школах и с 1932 г. превратилось в массовую организацию.
Неоспоримой заслугой Общества явился его вклад в дело ликвидации неграмотности в стране, в создание всеобуча (всеобщего обучения), в выявлении и учете запросов учителей, в разработке дидактики и методики учебно-воспитательной работы. Негативной стороной деятельности следует признать чрезмерную заидеологизированность рекомендаций и категоричность указаний в области воспитания. В 1935 году "Общество педагогов-марксистов" прекратило свое существование.
Возрождение ПедобществаСовременная история педагогического общества России
Возрождением движения педагогической общественности стало создание "Педагогического общество РСФСР" в 1960 г. Его новым председателем был избран известный педагог, действительный член Академии педагогических наук А. А. Арсеньев. В дальнейшем Общество возглавляли Н.Н. Сунцов, А.Г. Хрипкова, Ю.К. Бабанский, а с 1986 г. и по 2015. г – И. В. Бестужев-Лада.
Вторая половина XX века была удивительным временем в жизни страны. Пережив войну, восстановление, разоблачения и "оттепель" и от всего устав, люди просто захотели жить, воспитывать детей, путешествовать, творить! И Педагогическое общество, созданное сверху решением Совмина СССР как еще одна идеологическая организация, структурно повторяющая партию (со своим Центральным советом, ежегодными пленумами и съездами раз в пятилетку; с 87 республиканскими, краевыми и областными отделениями; районными и городскими отделениями и многочисленными первичными организациями), на самом деле и именно из-за своей многочисленности и лишь частичной партийности, стало уникальным явлением общественной жизни - "клубом по интересам" размером во всю страну. Интерес был педагогический, человеческий, фьючерсный!
В Москве, при Центральном совете, функционировало 5 общественных институтов (Интернационального и патриотического воспитания, Эстетического, Трудового обучения, Научной организации труда, Истории педагогики) и около 20 научно-практических секций с учетом специфики педагогической направленности. Местные отделения повторяли эту структуру в миниатюре.
В составе президиума ЦС были такие знаменитости, как Д.Д. Зуев (директор издательства «Просвещение»), В.А. Кан-Калик (ректор Чечено-Ингушского госпедуниверситета), В.А. Караковский (директор 825 московской школы). Центральными секциями руководили академики и доктора наук (П. Р. Атутов, А.И. Пискунов, М.Н. Скаткин, М.Ф. Овсянников, Т.С. Комарова, А.А. Леонтьев, К.Г. Кязимов и др.). Отделения на местах возглавляли такие корифеи педагогики, как К.Ш. Ахияров, О.А. Казанский, П.Ф. Лукин (отец нашего правозащитника) В.Д. Семенов; у нас был свой "анапский доктор" А.А. Дубровский и сотни других достойных людей, составлявших цвет педагогики. Центральный совет действительно координировал и проводил огромную работу по педагогизации всей страны, найдя оптимальное сочетание личных и общественных интересов.
Во времена, когда необходимую книгу нельзя было просто купить, а нужно было "доставать", Педагогическое общество издавало много научно-методической литературы, причем если для одних это были рекомендации и пособия, то для других – публикации и возможность заявить о себе, обнародовать свою авторскую программу или работы. Это были ротапринтные издания, но их было много, хорошего уровня и практически бесплатно, потому что кроме членских взносов у Педагогического общества было небольшое предприятие по производству дополнительного школьного оборудования.
Выездные пленумы, в работе которых принимали участие представители 87 отделений и которые проходили по всей стране, давали не только возможность себя показать и других посмотреть, но и новые творческие импульсы, новые, неофициальные формы общения, адреса дальнейшего сотрудничества, встречи с известными учителями-новаторами (Ш. Амонашвили, Е. Ильин и др.).
Педагогическое общество РСФСР поддерживало связи с аналогичными объединениями союзных республик (Белоруссии, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Узбекистана).
Объединения союзных республик
Страна была охвачена сетью педагогического всеобуча для родителей. Кроме того, Общество консолидировало силы педагогического авангарда, а союз творческих, незашоренных людей был и целью и средством столь оригинального единения. И в этом смысле 70-80-е годы прошлого века можно шутливо назвать "расцветом времен застоя".
Происшедшие в стране в 90-е годы социально-экономические перемены очень сильно изменили деятельность Общества: снизилась активность людей, практически свернута работа многих отделений и секций.
Первое десятилетие XXI века проходит под знаком развития общественной жизни в России. Деятельность Педагогического общества России продолжается и выходит на новый уровень развития, преодолевая трудности, связанные с уходом из активной педагогической и общественной жизни старшего поколения педагогов, которые не в полной мере успели передать преемникам свой огромный опыт.
Сохраняют, как и ранее, свои передовые позиции в работе с педагогами своих регионов Орловское региональное отделение (Председатель - Воронкова Любовь Викторовна), Саратовское региональное отделение (Председатель Суровов Сергей Борисович), Тверское региональное отделение (Председатель-Бутузов Александр Анатольевич, с 2004 г. до 2016 г.). Активно работают представители Педагогического общества России в Самарской и Томской областях, региональное отделение в Республике Тыва.
При поддержке органов управления образования проведены десятки всероссийских и региональных мероприятий, в которых принимали участие учёные, специалисты отделов и управлений образования, руководители и педагоги дошкольных и общеобразовательных организаций, руководители и педагоги организаций дополнительного образования детей, руководители и преподаватели организаций среднего специального и высшего образования, представители общественных организаций.
Педагогическое общество России продолжает издательскую и просветительскую деятельность, которая позволяет донести многим учёным и педагогам идеи и накопленный опыт до коллег не только в России, но и за её пределами.
Надеемся, что большинству российских педагогов не только знакомо высказывание великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...», но и является их гражданской позицией.




Есть вопросы или предложения?

Ctrl + Enter